Основные изменения: акценты расставлены

Проект федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" предполагает закрепление в Законе № 44-ФЗ обязательного условия об оплате заказчиком поставленного товара, выполненной работы (ее результатов), оказанной услуги, отдельных этапов исполнения контракта в срок не более тридцати дней с даты подписания заказчиком соответствующего документа о приемке. 

В связи с негативной практикой, связанной со злоупотреблениями со стороны заказчика при осуществлении оплаты по заключенному контракту в отдельных случаях по результатам исполнении контракта, этапа исполнения контракта, предлагаемые изменения направлены на минимизацию рисков поставщика и развитие дисциплинированности заказчика в вопросах своевременной оплаты выполненных по контракту обязательств. 

Статью 34 Закона № 44-ФЗ предложено дополнить пунктом, который предусматривает полномочия Правительства РФ по определению сферы деятельности, в которых при осуществлении закупок устанавливается минимальный срок исполнения контракта поставщиком. В соответствии с законопроектом, Правительство РФ вправе определять федеральные органы исполнительной власти, Государственную корпорацию по атомной энергии "Росатом", Государственную корпорацию по космической деятельности "Роскосмос", уполномоченные устанавливать такой срок. 

Данная новелла позволит снизить риск возникновения сговора заказчика с поставщиком, связанный с установлением нетипичного минимального срока для исполнения контракта, благодаря которому только один участник закупки, как правило, аффилированный с заказчиком, может исполнить такой контракт в указанный срок. 

Таким образом, между участниками закупок будет обеспечена добросовестная конкуренция. Через защищенность участников закупок и привлечение к участию в закупках большего количества субъектов малого‎ и среднего предпринимательства будут решены антикризисные меры, что, в свою очередь, положительным образом отразится на решении микроэкономических задач в целом.

15.09.2015

Президентом России подписан Федеральный закон от 13.07.2015 г. № 220-ФЗ. Данным нормативным правовым актом вносятся изменения в Федеральный закон "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд".

 Закон от 13.07.2015 г. № 220-ФЗ "Об организации регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" вносит, в том числе, поправки в Закон № 44-ФЗ. В частности, с принятием Закона № 220-ФЗ особенности определения начальной (максимальной) цены контракта, цены контракта, заключаемого с единственным подрядчиком, на выполнение работ, связанных с осуществлением регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом регулируются именно этим документом. 

Кроме того, Закон № 220-ФЗ дополняет пункт 2 статьи 42 Закона № 44-ФЗ ("Извещение об осуществлении закупки") и вносит новый пункт в Закон № 44-ФЗ в части дополнительных требований к содержанию конкурсной документации открытого конкурса при осуществлении закупок.

Эти изменения вступили в силу со дня опубликования. Закон от 13.07.2015 г. № 220-ФЗ

29.06.2015

Правительство скорректировало нормы закона 44-ФЗ о предоставлении банковского сопровождения госконтрактов. Теперь банк, будучи исключенным из перечня доверенных, сможет завершить начатое сопровождение контрактов госзакупок.

Согласно тексту постановления, которое было опубликовано 22 июня, государственные заказчики имеют право самостоятельно определять, стоит ли продолжать сотрудничество с банковским учреждением в вопросе подписанных с ним контрактов гарантийного сопровождения закупок после того, как его исключили из списка доверенных банков. 

Стоит напомнить, что подписывать новые договора на сопровождение государственных контрактов можно лишь с банками, входящими в список доверенных. Такой перечень банковских учреждений определен в Налоговом кодексе, и только этим учреждениям разрешено сопровождать государственные закупки.

Необходимость внесения поправок в закон 44-ФЗ обусловлена тем, что прежний механизм сотрудничества с банками влек лишние риски убытков для заказчиков и поставщиков и срывов сроков госконтрактов из-за необходимости расторжения договора сопровождения после исключения банка из перечня доверенных.

3.06.2015

Размер неустойки предложено рассчитывать от цены этапа контракта

Проект закона о внесении изменений в Закон № 44-ФЗ, подготовленный Минфином России, предлагает рассчитывать размер пени за просрочку исполнения от цены каждого этапа контракта.

Проект Федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон от 05.04.2013 № 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" размещен на едином портале для размещения информации о разработке федеральными органами исполнительной власти проектов НПА и результатов их общественного обсуждения.Подготовленный Министерством финансов РФ документ предполагает изменение существующего порядка расчета пени в случае просрочки исполнения, который определен постановлением Правительства РФ от 25.11.2013 № 1063. В данный момент размер пени рассчитывается от цены контракта, которая уменьшена на сумму фактически исполненных обязательств, в том числе исполненных этапов.

Законопроект, вынесенный на общественное обсуждение, предлагает рассчитывать размер пени за просрочку исполнения от цены этапа контракта в случаях, когда контрактом предусмотрено несколько этапов его исполнения. В случае, если условия контракта могут в равной мере применяться к исполнению отдельных обязательств, пени предполагается взыскивать с учетом суммы не исполненного в срок обязательства.

За неисполнение контракта, кроме неустойки, предлагается взыскивать в полном объеме убытки.

Федеральный закон от 04.06.2014 № 140-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд»

ст. 22 Начальная (максимальная) цена контракта Расширены случаи применения проектно- сметного метода при определении и обосновании НМЦК Проектно-сметный метод может применяться при определении и обосновании начальной (максимальной) цены контракта на текущий ремонт зданий, строений, сооружений и помещений (ч. 9.1. ст. 22).

ст. 34. Контракт ВНИМАНИЕ! Новые положения, при которых могут не применяться нормы Закона 44-ФЗ об ответственности сторон, о приемке и оплате товаров, работ, услуг - При заключении контрактов до 100 тыс. руб., 400 тыс. руб. положения Закона 44-ФЗ (ч. 4-9, 11-13 ст. 34) в части ответственности сторон, установлении неустоек (пеней, штрафов), обязательного включения в контракт условий о порядке и условиях приемки и оплаты товара, работы, услуги могут не применяться.

ст. 45 Условия банковской гарантии. Реестр банковских гарантий Уточнение информации включающейся в реестр банковских гарантий (п. 5 ч. 9 ст. 45) Было - Стало Копия договора банковской гарантии Копия банковской гарантии.

ст. 65. Порядок предоставления документации об электронном аукционе, разъяснений ее положений и внесение в нее изменений - Уточнен порядок продления срока подачи заявок на участие в аукционе при внесении изменений в извещение и/или документацию «Короткий аукцион» (7 дней) «Длинный аукцион» (15 дней) срок подачи заявок должен быть продлен до 7 дней до 15 дней.

ст. 72. Проведение запроса котировок Изменение в порядке проведения запроса котировок (ч.3 ст. 73, ч. 7 ст. 74) - Уточнен момент окончания срока подачи заявок - Прием заявок прекращается с наступлением срока вскрытия конвертов с заявками Уточнено содержание заявки - При поставке товара заявка должна содержать: наименование товара характеристики товара.

ст. 83. Проведение запроса предложений Уточнен момент окончания срока подачи заявок при проведении запроса предложений (ч.7.1 ст. 83) - Прием заявок прекращается с наступлением срока вскрытия конвертов с заявками.

ст. 93. Осуществление закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) ВНИМАНИЕ! п.4 ч.1 ст. 93 Закупки малого объема (до 100 тыс. руб.) - Изменен порядок определения ограничения таких закупок от годового объема закупок 2 млн. рублей годового объема закупок или 5 % совокупного годового объема закупок заказчика, НО не более чем 50 млн. рублей.

ст. 93. Осуществление закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) ВНИМАНИЕ! - Изменен порядок заключения контрактов по результатам признания закупок несостоявшимися Обращение о согласовании заключения контракта направляется в соответствующий контрольный орган в срок не позднее 10 дней с даты подписания протокола Контракт заключается в срок не более 20 дней с даты получения заказчиком согласованияПо результатам несостоявшихся запросов котировок контракт заключается без согласования с контрольным органом.

ст. 93. Осуществление закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) ВНИМАНИЕ! - Не требуется документальный отчет с обоснованием закупки у единственного поставщика При закупке до 100 тыс. рублей и 400 тыс. рублей (пп. 4, 5 ч. 1 ст. 93) Контракт в указанных случаях может не содержать расчет и обоснование НМЦК.

ст. 94. Особенности исполнения контракта ВНИМАНИЕ! Уточнены случаи привлечения заказчиком экспертов Заказчик не обязан привлекать экспертов - При закупке до 100 тыс. рублей и 400 тыс. рублей (п. 1 ч. 4 ст. 94) - При осуществлении закупок услуг экспертов, экспертных организаций (п. 2 ч.4 ст. 94) Если результатом контракта является проектная документация объекта капитального строительства и (или) результаты инженерных изысканий, прошедшие государственную или негосударственную экспертизу (п. 3 ч.4 ст. 94).

ВНИМАНИЕ! - Изменилось требование к составу заявки участника закупки при проведении закупки среди СМП и СО НКО было - Стало Участник обязан представить документы, подтверждающие право участника закупки на получение преимуществ СМП или СО НКО Участник обязан представить декларацию о принадлежности участника закупки к СМП или СО НКО.

ст. 112. Заключительные положения ВНИМАНИЕ! - Новое в заключительных положениях Если извещения были размещены или приглашения были направлены по 94-ФЗ Нормы об обязательности привлечения экспертов не применяются Отчет по итогам исполнения контракта (этапа) не формируется.

ВНИМАНИЕ! - Действие положений статей в новой редакции регулирующих: осуществление закупок среди СМП и СО НКО (ст. 30) осуществление закупок у единственного поставщика на сумму до 100 тыс. рублей и 400 тыс. рублей (пп. 4, 5 ч.1 ст. 93) о привлечении экспертов, экспертных организаций (ч. 4 ст. 94) распространяется на отношения, возникшие с 1 января 2014 года.

31.12.2014: значительные изменения в 44-ФЗ!

31 декабря 2014 года подписан, опубликован и вступил в силу Федеральный закон №498-ФЗ об изменениях в Закон о контрактной системе. Большинство из них носят положительный для заказчиков характер и направлены на смягчение переходных норм контрактной системы в сложной экономической ситуации.

Изменены сроки перехода к новой системе планирования, обоснования закупок и нормирования (ст.16-19). Они вступают в силу не с 2015, а с 2016 года. Правовое регулирование планирования в 2015 году будет аналогичным прошедшему году. По нормированию возникает вопрос применения принятых во исполнение ст.19 и вступивших в силу постановлений Правительства РФ.

Исполнение государственных (муниципальных) контрактов будет иметь в 2015 году особенности. Пени и штрафы поставщикам могут быть отсрочены или списаны на основании специального постановления Правительства РФ. (часть 6.1 ст.34). Также возможно будет в отдельных случаях изменение условий контракта, в т.ч. цены контракта. Правила также установит Правительство (часть 1.1 ст.95). Также в закон внесены положения о возможности реструктуризации задолженности банков по исполнению банковских гарантий на основании специального акта Правительства.

Положительно решился вопрос о возможности заключения с единственным поставщиком контракта на тепло-газо-водо и энергоснабжение, охрану и вывоз мусора на помещения заказчика, которые находятся в общем с другими пользователями здании и обслуживаются централизованно. Для этого изменена формулировка пункта 23 части 1 статьи 93 44-ФЗ. Такие контракты могут не содержать всех обязательных для госконтрактов положений по ст. 34, т.к. чаще всего используются типовые формы монополистов (исключение внесено в часть 15 ст.34). Также данные контракты не вносятся теперь в реестр контрактов (часть 1 ст.103).